Информация о монографии Международного агентства по изучению рака
по оценке канцерогенного риска для человека. Том 111. 2014 г.
(IARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans.
Some Nanomaterials and Some Fibres
Vol. 111. Lyon, France. 2014)
Подготовлено д.б.н. Соленовой Л.Г.
ФГБУ "Российский онкологический научный центр
им. Н.Н. Блохина" Минздрава России
Опубликовано 20.02.2017
Том 111 посвящен оценке канцерогенности фтор-эденита, селиконкарбидных волокон и нитей, а также углеродных нанотрубок, включая одностенные и многостенные их разновидности. В связи с тем, что том 111 МАИР до настоящего времени не опубликован на официальном сайте МАИР (http://monographs.iarc.fr/ENG/Meetings/index1.php), представляем вам материал, подготовленный по публикации «Carcinogenicity of fluoro-edenite, silicon carbide fibres and whiskers, and carbon nanotubes» (The Lancet Oncology, Vol.15, N 13).
Фтор-эденит был впервые обнаружен в окрестностях вулкана Этна на Сицилии. Сообщалось о наличии этого минерала и в вулканическом материале из вулкана Кимпо в Японии. Фтор-эденит может встречаться как асбестоподобный материал. Дороги, покрытые этим материалом, добытым в местных карьерах в районе Бьянкавилла, функционирующие на Сицилии еще с 1950-х годов, являются источником загрязнения атмосферного воздуха фтор-эденитовыми волокнами. Кроме того, в помещениях, где применялись строительные материалы, содержащие фтор-эденит, обнаружено загрязнение воздуха этим минералом. В нескольких исследованиях, проведенных среди населении района Бьянкавилла, изучена заболеваемость мезотелиомой и смертность от нее. Поскольку показатели риска мезотелиомы были высокими и стабильными, маловероятно, что эти данные носят случайный характер. Повышение риска было аналогичным у мужчин и женщин и наиболее выражено у молодых людей, что предполагает связь со средовым, а не профессиональным воздействием. Более того, у большинства заболевших не отмечено производственного контакта с асбестом. Убедительные доказательства канцерогенности фтор-эденита были получены в эксперименте, в котором повышенная частота мезотелиом наблюдалась у самцов и самок крыс при внутрибрюшинном и внутриплевральном введении фтор-эденита. Исследования механизма действия предполагают его совпадение с механизмом канцерогенеза, вызываемого волокнистыми материалами.
Фтор-эденит волокнистый амфибол классифицирован как канцероген для человека (Группа 1) на основании достаточных доказательств того, что экспозиция к фтор-эдениту вызывает развитие мезотелиомы у человека.
Селиконкарбидные волокна и нити (СК) встречается в нескольких формах: частицы, волокна и нити. СК-частицы производятся (в основном, для использования в качестве промышленных абразивов), главным образом, в процессе Ачесона, при котором СК-волокна являются нежелательным побочным продуктом.
СК-волокна – в основном, поликристаллы различной длины и диаметра, могут включать волокна, неотличимые от нитей.
СК-нити получают различными способами как прочные промышленные материалы, замещающие асбест. По физическим характеристикам они являются гомогенными и монокристаллическими, их размеры аналогичны асбестовым амфиболам. Канцерогенность СК-волокон была исследована при прослеживании двух когорт рабочих, занятых в процессе Ачесона с экспозицией к волокнистым и неволокнистым СК, кварцу и кристобалиту. В канадской когорте рабочих наблюдалась повышенная смертность от рака легкого. Более детально была изучена онкологическая заболеваемость в норвежской когорте с четкой оценкой производственной экспозиции. Выявленная дозо-ответная связь была слабее при стандартизации по экспозиции к кристобалиту. Производственная экспозиция при процессе Ачесона, повышающая риск рака легкого, классифицирована как канцерогенный фактор для человека (Группа 1) на основании достаточных эпидемиологических доказательств. Поскольку корреляция между экспозицией к СК-волокнам и кристобалиту делает трудным разделение их независимых эффектов, рабочая группа отнесла СК-волокна к возможным канцерогенам для человека (Группа 2В) как повышающих риск рака легкого на основе ограниченных эпидемиологических доказательств.
Эпидемиологических данных, характеризующих онкологический риск для лиц, экспонированных к СК-нитям, нет. Существуют убедительные доказательства канцерогенности СК-нитей для животных. Получены мезотелиомы в трех экспериментах на самках крыс при внутриплевральной имплантации, внутриплевральном или внутрибрюшинном введении, а также в одном ингаляционном эксперименте, не включавшем контроль. Хотя и не единогласно, рабочая группа классифицировала СК-нити как весьма вероятный канцероген (Группа 2А), а не как возможный канцероген для человека (Группа 2В) на основании того, что физические свойства нитей сходны с таковыми у асбестовых и эрионитовых волокон, которые являются доказанными канцерогенами для человека. Кроме того, результаты изучения механизма действия дают основания предполагать механизм канцерогенеза, свойственный волокнистым материалам. Большинство членов рабочей группы считает, что различия в природе СК-волокон и СК-нитей заслуживают отдельной оценки.
Углеродные нанотрубки (УНТ) могут состоять из одного графенового цилиндра (одностенные УНТ) с внешним диаметром 1-3 нанометра или из множественных (многостенные УНТ), вложенных один в другой с диаметрами 10-200 нм. УНТ обычно имеют несколько микрометров в длину с диапазоном от нескольких сотен нанометров до нескольких десятков микрометров. Их физические и химические характеристики зависят от технологии производства и применяются для улучшения структурных свойств тканей, пластиков, резины, электроники и композитных материалов. Наибольшее выделение УНТ, обычно в виде сцепленных агломератов, которые могут быть респирабельными, наблюдается во время производства и обращения с ними, а также при чистке производственных реакторов. Данные о производственной экспозиции ограничены, а экспозиция потребителей количественно не охарактеризована. Отсутствие эпидемиологических данных у рабочей группы указывает на неадекватность доказательств канцерогенности УНТ для человека. Несколько видов УНТ были тестированы в опытах на грызунах. Многостенные УНТ-7 вызывали перитониальные мезотелиомы у самцов и самок крыс в одном эксперименте при внутрибрюшинном и в одном при внутримошоночном введении, а также у самцов мышей линии р53 в двух экспериментах при внутрибрюшинном введении. Ингаляция этими УНТ вызывала промоцию бронхиолальвеолярной аденомы и карциномы у самцов мышей.
По оценке рабочей группы проведенные эксперименты убедительно свидетельствуют о канцерогенности многостенных УНТ-7 для животных при ограниченности доказательств для других типов УНТ. Изученные в экспериментах механизмы действия имеют прямое отношение к человеку. Однако большинство экспертов не посчитало их доказательством канцерогенности, особенно в отношении хронических последствий, для любого типа УНТ. Кроме того, отсутствие согласованных доказательств для отдельных типов УНТ исключает их распространение на другие типы УНТ. Таким образом, многостенные УНТ-7 были классифицированы как возможный канцерогенный фактор для человека (Группа 2В), а одностенные УНТ и многостенные УНТ, исключая многостенные УНТ-7, были отнесены в категорию неклассифицированных в отношении их канцерогенности для человека (Группа 3).