Ильницкий А.П., профессор
Российский онкологический научный центр
им. Н.Н. Блохина РАМН
Опубликовано 03.04.2009
Один из ведущих отечественных ученых-онкологов, академик РАМН Н.П. Напалков (1932–2008) несколько лет назад писал: «Нет сомнения в том, что последовательное и широкое внедрение мер по первичной профилактике рака дело, хотя и очень нелегкое, но способное в течение одного-двух десятилетий вполне реально сократить смертность населения страны от злокачественных опухолей, по крайней мере, на одну треть». (По оценкам ВОЗ только соблюдение населением здорового образа жизни может предотвратить 40% случаев заболевания раком, еще 20% может быть предотвращено предупреждением хронических инфекций, ведущих к возникновению опухолей). Опыт экономически развитых стран подтверждает такую возможность.
Вместе с тем, ни в России, ни за рубежом первичной профилактике рака не уделяется должного внимания (правда, в экономически развитых странах этот феномен проявляется в значительно меньшей степени).
Приведем лишь два объяснения этому явлению, используя коллективное мнение экспертов ВОЗ и точку зрения выдающегося специалиста в области канцерогенеза и профилактики рака профессора Лоренцо Томатиса.
Наибольшим препятствием для реализации мероприятий первичной профилактики рака является недооценка этого этапа противораковой борьбы. Вот как об этом сказано в одном из документов 58-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, обсуждавшей проблему профилактики рака и борьбы с онкологическими заболеваниями (апрель 2005 г.): « … Работа по профилактике рака и борьбе с ним сдерживается в результате низкого уровня приоритетности, которая зачастую отдается этой болезни правительствами и министерствами здравоохранения, чрезмерным акцентом на лечение и расходами, связанными с его проведением, а также существенным дисбалансом между ресурсами, выделяемыми на осуществление научных исследований в области рака, и ресурсами, которые ассигнуются на профилактику этой болезни и борьбу с ней.
… вопросам первичной профилактики, раннего выявления и паллиативной помощи нередко уделяется меньше внимания, чем подходам, ориентированным на лечение…» (ВОЗ, из доклада Секретариата «Профилактика рака и борьба с ним» – документ А58/16).
Еще одну сторону проблемы проанализировал проф. Л. Томатис в специальном разделе своей статьи, выдержку из которой мы приводим и которая может служить своеобразным дополнением точки зрения экспертов ВОЗ.
«Трудности первичной профилактики рака[1]
Difficulties of primary prevention of cancer
Долгое время исследованиям по первичной профилактике и содействию санитарной и социальной справедливости препятствовали не только относительная ограниченность средств, но и трудность, если не полное отсутствие возможности получения финансовой поддержки для такого рода проектов. В настоящее время некоторые области исследований финансируются более щедро, поэтому оправдание, что другие проекты не могут быть поддержаны из-за недостатка финансирования сомнительно.
Для блокирования исследований, которые расцениваются как невыгодные для доминирующих экономических сил, в течение некоторого времени используется иной, непрямой, но эффективный механизм. Он состоит в щедром финансировании избранных областей исследований, привлекая, таким образом, внимание ученых для решения задач, отличных от разработки профилактических мер в области охраны здоровья населения.
Основной финансовый поток направлен на обширные клинические исследования и изучение механизмов действия и генетической предрасположенности, результаты которых широко популяризируются и им гарантируется доступ в авторитетные медицинские издания. Некоторые из этих проектов важны и инновационны, в то время как другие могут быть реализованы только в результате огромных экономических и организационных усилий, которые становятся возможными благодаря наличию средств. Дело не в том, что эти исследования не должны проводиться, а в том, что они не должны служить для подавления других исследовательских проектов, находящихся за пределами экономических интересов.
Блокирование использованием недостаточного финансирования заменяется, таким образом, блокадой с помощью избытка средств. Чтобы устоять перед соблазном щедрого, надежного финансирования, публикации результатов во влиятельных журналах и перспективой блестящей карьеры, нужно большое мужество, решимость и способность к самопожертвованию точно так же, как они были нужны годы назад, чтобы начать и упорно продолжать исследования в области профилактики в условиях недостаточного или неадекватного финансирования. Тот факт, что все еще есть ученые, обладающие таким мужеством и решимостью, является одним из немногих обнадеживающих симптомов в наше лишенное милосердия, корыстное время.
Первичная профилактика, имеющая целью предотвращение заболевания, при ее абсолютном и всеобщем характере, что принципиально важно, всегда должна быть высоко приоритетной».
Профессор Лоренцо Томатис (1929–2007) – выдающийся специалист в области химического канцерогенеза и профилактики рака. Наибольшую известность Л. Томатис приобрел в результате своей многолетней работы (с 1967 г.) в Международном агентстве по изучению рака (МАИР). Он основал в МАИР отдел химического канцерогенеза и инициировал в 1969 г. создание международной Программы по оценке канцерогенного риска для человека различных факторов. На основе этой программы международные группы экспертов, анализируя имеющиеся эпидемиологические и экспериментальные данные делали и делают в настоящее время вывод о канцерогенной опасности факторов для человека. Начиная с 1972 г. результаты проведенных совещаний экспертов стали публиковаться в серии Монографий МАИР по оценке канцерогенного риска для человека. Материалы монографий сыграли огромную роль в разработке мероприятий по профилактике рака, послужив основой создания национальных перечней канцерогенных агентов и их регламентации, в том числе, в Советском Союзе, и в последние годы – в России.
В 1982 г. Л. Томатис был избран директором МАИР и приложил много усилий для увеличения роли МАИР в разработке мероприятий по профилактике рака и противораковой борьбе.
Лоренцо Томатис придавал большое значение сотрудничеству между МАИР и онкологами Советского Союза и России. По его инициативе и при поддержке в СССР был проведен ряд международных конференций по различным проблемам онкологии и опубликована монография «Частота рака в СССР» (1983).
Из некролога «Памяти Лоренцо Томатиса,
М.D. (1929-2007)». Вопросы онкологии, 2008, №1.
Как видим, сформулированная в заглавии проблема, выходит за рамки России, она без преувеличения имеет мировое значение. Для нас же она особенно актуальна, так как непрекращающийся рост онкологической заболеваемости населения страны требует не только решения социально-экономических вопросов (что, безусловно, необходимо), но и разработки, а, главное, реализации эффективных мер профилактики. Причем далеко не всегда чрезмерно затратных: противораковое просвещение и воспитание, например, играющие ведущую роль в профилактике и ранней диагностике рака, вполне по силам нашей стране, было бы желание, государственная воля. Однако до сих пор это одно из самых невостребованных направлений в онкологии, вообще, и в профилактике рака, в частности.
Конечно, было бы упрощением считать, что приведенные цитаты дают исчерпывающий ответ на вопрос о причинах низкой приоритетности первичной профилактики рака в нашей стране (нас ведь интересует именно это). Но учесть мнение специалистов и добиваться, чтобы первичная профилактика рака, стала приоритетным направлением противораковой борьбы, жизненно необходимо.
[1] Tomatis L. Identification of carcinogenic agents and prevention of cancer. – In: Living in a chemical world. Flaming the Future in Light of the Past. (Eds. M.A. Mehlman et al.). Ann. N. J. Acad. Sci. – Vol. 1076. – 2006. – p. 1-14.