Опубликовано 25.09.2012
ARC Monographs
on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans. Alcohol Consumption and Ethyl Carbamate. Vol.96. Lyon; France. – 2010.
(Информация о монографиях Международного агентства по изучению рака, посвященных оценке канцерогенного риска для человека)
В течение столетий употребление алкогольных напитков является частью культуры человечества. Помимо алкоголя и воды алкогольные напитки могут содержать множество других соединений, присутствующих в данных напитках в результате ферментации, загрязнения, использования пищевых и вкусовых добавок. Обычные побочные продукты ферментации, кроме этанола, в основном рассматриваются как безопасные, но алкогольные напитки могут содержать соединения, оцененные МАИР как канцерогенные (например, нитрозамины и афлатоксины). Однако, загрязнители обычно присутствуют в низких концентрациях, и их содержание в последние десятилетия снижается, по крайней мере, в развитых странах. Например, за последние 30 лет существенно снизилось содержание нитрозаминов в пиве и свинца в вине.
По оценке 2002 г. в мире более 1,9 миллиарда взрослых (1,2 миллиарда мужчин и 720 миллионов женщин) употребляют алкогольные напитки, из них 22% мужчин и 3% женщин пьют 40 и более грамм алкоголя в день. Во всем мире мужчины пьют чаще и в большем количестве, чем женщины. Половые различия обусловлены, в основном, культурными традициями. Меньшие различия наблюдаются в Европе и большие - в развивающихся странах. Употребление алкоголя носит возрастно-зависимый характер: частота употребления растет до среднего возраста, с возрастом снижается распространенность случаев тяжелого опьянения.
Большое разнообразие продуктов, не предназначенных для употребления внутрь, тем не менее употребляется в качестве алкоголя (спреи для волос, косметические жидкости, лекарственные препараты). Обычно они содержат очень высокие концентрации этанола и могут содержать в токсических дозах метанол.
Данные о канцерогенности для человека
Канцерогенный риск для человека, связанный с употреблением алкогольных напитков, был оценен МАИР в серии монографий, изданных к 1988 г. На тот момент экспертами МАИР было сделано заключение, что имеются убедительные доказательства канцерогенности употребления алкогольных напитков в отношении риска развития рака полости рта, гортани, глотки, пищевода и печени. К настоящему времени опубликованы данные нескольких сотен эпидемиологических исследований о связи потребления алкогольных напитков с риском рака различных локализаций. В томе 96 представлены опубликованные доказательства, рассмотренные рабочей группой МАИР и касающиеся 27 локализаций рака.
Результаты эпидемиологических исследований, выполненных различными методами и на разных популяциях, сформировали большую доказательную базу, подтверждающую ранее сделанное заключение о канцерогенности употребления алкогольных напитков вне зависимости от их вида. Постоянство данных свидетельствует о том, что потребление алкогольных напитков связано с повышенным риском рака полости рта и глотки, гортани, пищевода и печени. Риск нарастает с ростом количества потребляемого алкоголя. В сравнении с непьющими регулярное потребление около 50 г алкоголя (этанола) в день примерно в два-три раза повышает риск рака данных локализаций. Связь потребления алкогольных напитков с риском развития рака этих локализаций была очевидна как для курильщиков, так и некурящих. При этом эффект от совмещения курения и потребления алкогольных напитков носил мультипликативный характер: самые высокие показатели риска были у курильщиков, употребляющих алкогольные напитки.
Более 100 эпидемиологических исследований, проведенных в разных регионах земного шара, были посвящены изучению связи риска рака молочной железы (РМЖ) с потреблением алкоголя. Анализ данных, имевшихся в 2002 г. и включавший более 58000 женщин с РМЖ, выявил линейное нарастание риска с повышением количества употребляемых алкогольных напитков. По сравнению с непьющими регулярное употребление около 50 г алкоголя в день повышало риск РМЖ в 1,5 раза. При снижении количества потребляемого алкоголя до 18 г в день риск снижался до 1,13, оставаясь статистически значимым. Аналогичный тип связи наблюдался при употреблении различных видов алкогольных напитков. При этом на риск существенно не влияли такие значимые в генезе РМЖ факторы как гормональный статус, репродуктивное поведение, генетическая отягощенность, а также прием оральных контрацептивов и гормональная заместительная терапия. Эффект длительности потребления алкоголя или отказа от него на риск РМЖ остается неопределенным.
Результаты анализа более 50 эпидемиологических исследований, в которых изучалась связь употребления алкоголя с риском рака толстой и прямой кишки, позволили сделать заключении о нарастании его с употреблением спиртных напитков вне зависимости от их вида. На существование связи не влияли возраст, пол, расовая или этническая принадлежность, тучность. В некоторых исследованиях было показано отсутствие влияния на риск рака этих локализаций при употреблении алкоголя характера питания и физической активности. Показано, что при регулярном употреблении около 50 г алкоголя в день риск колоректального рака увеличивается в 1,4 раза по сравнению с непьющими.
Курение – ведущая причина рака легкого (РЛ). В большинстве популяций существует сильная корреляция между потреблением табачных изделий и алкогольных напитков. Таким образом, наиболее важным моментом в интерпретации эпидемиологических данных о связи РЛ с алкоголем является оценка мешающего эффекта курения. Имеющиеся данные носят неоднозначный характер: в одних исследованиях было показано влияние употребления алкоголя на риск РЛ у некурящих, в других – нет.
Результаты эпидемиологических исследований, проведенных в Азии, Европе и Латинской Америке, продемонстрировали непостоянство связи между риском рака желудка и употреблением спиртных напитков. Статистически значимое повышение риска отмечено в работах, проведенных в Китае, Японии, Польше и России. Но ни в одном исследовании не было учтено возможное влияние такого наиболее значимого фактора риска рака желудка как инфицирование Helicobacter pylori, распространенность которого в районах исследования весьма высока. Не исключено, что в данных районах потребление алкоголя сосуществует с низким социально-экономическим статусом, дефицитом питания, недостаточным потреблением свежих овощей, фруктов и различных микронутриентов, что в свою очередь может влиять на риск рака желудка и не позволяет однозначно интерпретировать имеющиеся результаты.
В эпидемиологических работах, изучавших риск рака почки в связи с употреблением алкоголя, получены очевидные доказательства отсутствия нарастания риска с повышением употребления спиртных напитков. В некоторых работах было отмечено наличие обратной связи. Аналогичные данные были получены и в отношении риска не-ходжкинской лимфомы.
Данные, касающиеся риска рака поджелудочной железы, шейки матки, эндометрия, яичников, вульвы, вагины, грудной железы у мужчин, мочевого пузыря, яичка, головного мозга, щитовидной железы, меланомы кожи, болезни Ходжкина, лейкемий и множественной миеломы в связи с потреблением алкоголя, носят неоднородный и неоднозначный характер. При наличии данных, позволявших учесть вид алкогольных напитков, дозу, длительность употребления и гистологию опухолей, или провести стратификацию по другим значимым факторам риска, не было выявлено какой-либо постоянной связи с риском рака указанных локализаций.
В опытах на животных была подтверждена канцерогенность этанола и ацетальдегида, образующего в результате метаболизма этанола организме.
Оценка канцерогенности
Имеющиеся доказательства признаны достаточными для отнесения алкогольных напитков и этанола в алкогольных напитках к доказанным канцерогенам для человека (Группа 1).
Этилкарбамат
Этилкарбамат может образовываться естественным путем в результате ферментации в пищевых продуктах и алкогольных напитках. Для коммерческих целей он может быть получен путем различных реакций с этанолом. Ранее он использовался в медицине как гипнотический агент и анальгетик, а также для лечения рака, особенно множественной миеломы. В настоящее время в медицине не применяется, используется как анестетик в ветеринарной практике.
Были проведены многочисленные
исследования на различных видах животных при разных путях введения. Полученные данные позволили сделать вывод о вероятной
канцерогенности этого соединения для человека (Группа 2А).